Я все порывалась найти в интернетах полную автобиографию Хельмута Бергера, но ее можно только заказать по почте, и то на немецком. Я нашла, так сказать, краткое содержание, которое совсем и не краткое с замечательными цитатами и очень удачно скомпонованную. Автобиография под скромным названием "Я" ("Ich") разделена на три части: "Увлечение всей моей жизни", в которой Бергер рассказывает о своей молодости и его первый кино экспериментах, "Моя жизнь с Висконти" и "Я - вдовец" (хотя правильнее будет перевести "Я - вдова"). И в этом посте, которые никому кроме Нони скорее всего не нужен я приведу основные тезисы и вообще забавные случаи.
читать дальшеХельмут Бергер (Штайнбергер) родился в замшелом курортном городишке Бад-Ишль, где кстати очень любил бывать Людвиг Второй, которого в одном из фильмов сыграл Бергер, но провел свою юность в Зальцбурге. Его родители занимались гостиничным бизнесом, в который Бергер на первых парах и был вовлечен в качестве официанта, но потом забросил это опостылевшее ему занятие. Хельмут поменял много школ, он даже учился в гимназии при монастыре, и именно этим Хельмут объяснял тем, что его первый сексуальный опыт случился, когда ему исполнилось 18, это партнером была девушка, которую он бросил, когда уехал в Лондона на учебу. В первые несколько лет ему вообще было сложно расслабиться в постеле, так как секс казался ему продуктом греха и ему приходилось пить перед этим. (Кстати, видимо этот его комплекс быстро прошел, ведь у Одена до конца жизни были проблемы в связи его религиозности и гомексуальной ориентацией). С Лукино Висконти Хельмут познакомился, когда ему было 20, а мэтру 58, тогда Висконти снимал "Туманные звезды Большой Медведице", а Хельмут весь день провел в пиццерии, в непосредственной близости наблюдая за съемочным процессом. Когда начало вечереть, Хельмут изрядно продрог, но к нему вовремя подошел ассистент Висконти, передав ему шерстяной шарф - подарок от Висконти. Шерстяной шарф, черт, зацените, вот как надо подманивать к себе красивых мальчиков. Так Хельмут и познакомился со знаменитым режиссером, и если в первый год их отношения были "игрой в любовь", то потом дела приняли серьезный оборот.
Рандом про секс и наркотики: Хельмут советует нам запивать экстази соком, а однажды, когда Лукино узнал, что тот употребляет кокаин, то забрал его ключи от их дома, начав контролировать ночную жизнь Хельмута, так как тот взял себе за привычку сбегать по ночам в ночные клубы и рестораны. Как-то он с друзьями привез в Сен-Тропе девочек из Щвеции, с которыми они устроили оргию, длившуюся три дня, а потом увез их обратно. Именно в то время Хельмут впервые услышал о СПИДе и перестал заниматься сексом без презервативов. Говоря о сексе, Хельмут пишет, что больше предпочитает мужчин, так как женщины слишком сильно хотят контролировать своих любовников, краткие отношения с Рудольфом Нуреевым прекратились именно из-за этого желания полнейшего контроля, которое исходило от Нуреева. Сам Висконти не хотел афишировать свои отношения с Бергером и старался скрыть их даже от слуг и собственного повара: он и Хельмут спали в разных комнатах, а по ночам Лукино просил Хельмута удалиться в собственную спальню. В отношениях с Лукино Хельмут (а кто бы сомневался) был пассивом, но после смерти Висконти он предпочел только активную позицию. Безусловно, Висконти был для Бергера этакой father-figure, недаром Хельмут пишет, что в их отношениях была гибкость и свобода, но они постоянно друг друга ревновали, а его собственный отец перестал общаться с Хельмутом, когда узнал, что тот живет с мужчиной, наверное поэтому Бергер считает, что у всех мужчин есть mother-complex, у него до сих пор отличные отношения с его 90-летней матерью, с которой он живет в поместье в Зальцбурге. Говоря, о "Гибели Богов", где Хельмут исполнил свою звездную роль, Висконти не позволял себе никакого секса, но у них с Хельмутом были erotic breaks чтобы это ни значило. Сам процесс съемок был довольно сложным, и когда с Лукино они особенно сильно ругались, Хельмут уединялся в каком-то замшелом отельчике и
... переживал. Несмотря на эпатажность, Хельмут был довольно застенчивым юношей, он ненавидел интервью и пресс-конференции, а когда после "Гибели богов" его фотографии были напечатаны на всех газетных изданиях он не выходил из дома две недели. А во время проб на фильм Витторио Де Сики, Бергер так разволновался, что потерял сознание после поцелуя с одной из актрис. Хельмут считает Людвига ролью своей жизни и так нервничал во время съемок что не мог уснуть: "Во снах я воображал себя Людвигом. И я действительно разделял многие его качества, боязнь жизни, одиночество в окружении множества людей, наблюдательность, мы ценим стиль, культуру и искусство". Именно во время съемок "Людвига" Роми Шнайдер подарила ему перстень, который принадлежал ее бабушке, это кольцо Бергер сохранил на всю жизнь.
Во время промоушена "Гибели богов" они с Висконти поехали в Америку, которую Лукино, как истинный марксист, не терпел, но зато оценил dirty t-shirts, которые ему купил Хельмут (готова поспорить, там была хотя бы одна с Микки Маусом).
И одна потрясающая история про этих двоих и The Beatles:
Лукино был поклонником оперы, которая Хельмуту очень сложно давалась и он так и не смог полюбить Рихарда Вагнера, он любил поп и рок музыку и чтобы порадовать Бергера Лукино пригласил Битлз на частный ужин. Хельмут был в восторге от такого подарка, с Ринго Старром они до сих пор друзья, они вшестером проговорили до самого утра, но когда Битлз ушли, Висконти заметил: "Неужели им так сложно постричь волосы?" Причем Бергер сам хотел отрастить длинную шевелюру, но Лукино запретил. Разве это не трогательно?
Но мальчик рос, и даже захотел собственную квартиру, обставленную по его вкусу, но до этого так и не дошло, так как у Лукино случился удар, и половину его тела парализовало. Родственники Висконти Хельмута в палату не пустили, закричав "Только не ты!", но именно Бергер нашел нейрохирурга, который сделал Лукино операцию и тот вновь смог ходить. Но вскоре Лукино умер, Хельмут организовал похороны, заказал огромное сердце из цветов, пригласил огромное количество людей, в том числе Алена Делона (того он не терпел и однажды устроил оргию вместе с женой Делона и Марией Шнайдер, а после обо всем в подробностях рассказал самом Делону), Федерико Феллини и Роми Шнайдер. Хельмут пишет: "Все казалось нереальным. Я играл в фильме без звука, без души, без Лукино. Я был один. Боже, я думаю, что заслужил это. Нет!" Родственики Лукино подделлали завещание, и Хельмут не получил ничего, но как он пишет,совсем не жалел. Ровно через год после смерти Лукино, Хельмут предпринял попытку суицида: "Годом позже, март, 17, 1977, заотел последовать за Лукино. Я надеялся и верил, что смогу встретиться с ним в лучшем месте. Что мнебыло делать здесь внизу, на земле, без него? Моя подготовка была идеальной. Я набрал все таблетки, что смог достать. Я должен был быть осторожным, потому что Мария (его экономка) и мои друзья следили за мной. Я был счастлив, когда представился случай прошглотить эти таблетки, но по случайности, Мария, которая должна была начать работу в полдень, приехала рано утром. Она нашла меня. Я до сих пор не знаю, хорошо это или нет. Даже сейчас, спустя столько лет. Простите! Мои эмоции прыгают от "да" к "нет", как игрушка Йо-Йо. День спустя, я очнулся в больнице. Несмотря на то, что они настаивали, чтобы я остался еще на пару дней, я покинул палату. Моя депрессия ушла вместе с моим пробуждением. Это был я. Больной или здоровый. У меня не получилось, так почему бы не дать жизни второй шанс?" Как человек пытавшийся покончить с собой могу сказать, что он очень правильно описал состояние после неудачной попытки.
Так как Бергер знал четыре языка - английский, немецкий, итальянский, французский он мог сниматься во множестве стран, поэтому через какое-то время он поехал в Германию на переговоры с Райнером Фассбиндером, но тот опоздал на их встречу, а когда пришел то было видно сколь много кокаина он принял и переговоры сорвались. Фассбиндер попытался привлечь Бергера еще в два фильма, но Хельмуту тот не понравился - он ценил его талант, но щетина и грязная кожаная одежда не нравились Бергеру (да и Фассбиндер скорее всего к нему приставал). Клод Шаброль говорил, что никогда еще не видел такого пунктуального молодого актера: Бергер раньше всех появлялся на площадке, всегда трезвый и не забывал свой текст. Также Бергер снимался в Штатах в одном телесериале, но продюсеры выдвинули ему ультиматум: либо он прекращает общаться с Джеком Николсоном и Марлоном Брандо (они употребляли кокаин и у них была плохая репутация) либо они увольняют его с проекта. На что Хельмут ответил: "Вы действительно думаете, что я прекращу общаться со своими друзьями по вашей указке? Хайль Гитлер!" Странно что он не зиганул для пущего эффекта, и да, с проекта его все-таки выгнали. Говоря о забавных случаях, однажды он, пьяный, выбежал из клуба и попытался помочиться на дерево, но ствол он перепутал с ногой полицейского, смешно, но его так и не арестовали. Хельмут был большим другом Мика Джаггера, он проводил много времени с ним и его женой, но слухи врут - они не спали вместе, а как-то он вместе с Миком помочился из окна одного отеля в Нью-Йорке.
Хельмут называл Фиделя Кастро sexy bitch.
Он большой любитель литературы Жана Жене и Роберта Музиля.
Его портрет находится в отделе современного искусства в лондонском музее Тейт.
А когда ему было 48 ему захотелось устроить вечеринку с икрой, кокаином и шампанским, он солгал, что ему исполняется 50 и праздновал два дня в огромной компании, где также присутствовали Николсон и Роман Полански. Еда так и осталось нетронутой.
Возвращаясь к сексу: "Без секса я становлюсь нервным и истеричным. Но я не из тех мужчин, которым нужно трахаться каждый день, я прекрасно контролирую собственное либидо. Когда я был молодым, мне хотелось из раза в раз быть соблазненным. Сейчас я просто беру мальчиков посимпатичней в свою постель и говорю: "Зажги меня, малыш". Мои связи никогда не продолжаются долго".
И последнее о Лукино: "С каждым последующем фильмом я всегда спрашиваю себя, что бы Лукино сказал о моей роли. Он говорил со мной в моих снах и даже сейчас, когда я записываю эти строки. Он со мной и он спасает меня. Он всегда поддерживает во мне веру, то все будет хорошо".
"Я буду его вдовой до конца моей жизни. Иногда веселой, иногда пьяной, даже истеричной, но всегда скорбящей. Лукино редко показывал свои эмоции. Но его фильмы говорили о его глубоком понимании жизненных истин и ценностей"
Я думаю, что сколько бы Хельмуту Бергеру не исполнилось он всегда останется Его мальчиком. И это главное трагедия его жизни: он был молодым актером игравшим по правилам старой школы - он привык к многочисленным дублям и долгому съемочному процессу. Лукино воспитал его так и привил интерес к вещам, которые другим казались устаревшими. Хельмут был талантливым, не реализовавшимся актером. Хотя почему был, он жив, но я вас прошу, не смотрите его современных фотографий, ничего кроме эстетического шока у вас это не вызовет.
И все это очень грустно, очень и очень грустно.
Я играю в Питера Акройда.
Я все порывалась найти в интернетах полную автобиографию Хельмута Бергера, но ее можно только заказать по почте, и то на немецком. Я нашла, так сказать, краткое содержание, которое совсем и не краткое с замечательными цитатами и очень удачно скомпонованную. Автобиография под скромным названием "Я" ("Ich") разделена на три части: "Увлечение всей моей жизни", в которой Бергер рассказывает о своей молодости и его первый кино экспериментах, "Моя жизнь с Висконти" и "Я - вдовец" (хотя правильнее будет перевести "Я - вдова"). И в этом посте, которые никому кроме Нони скорее всего не нужен я приведу основные тезисы и вообще забавные случаи.
читать дальше
читать дальше