upd. Объёмный обоснуйupd. Помню, как я, семилетняя, приклеилась к экрану телевизора, когда там транслировали конкурс талантов и какая-то дивчина выплясывала ирландские танцы. В музыкальное сопровождение был взят рил или джига, я точно не помню, запомнилось лишь, что я начала приплясывать в такт. Медведь на велосипеде, и тот был бы более грациозен… но было весело.
С того момента я постепенно начала ознакамливаться с этой Ирландской вселенной, включавший в себя столетия борьбы, богатейшую культурную составляющую и неутешительную современную позицию в мире.
В последний год, который буквально прошел под лозунгом «убейся Соединенным Королевством», я конечно же почла порядочное количество литературы на тему Истории Британских Островов, так что неминуемое соприкосновение не только с Англией, но также и с Шотландией, Ирландией и Уэльсом всё же произошло. И… не то чтобы я бесчувственна, я даже эмпат, но исторические события, даже самые кровавые не вызывают во мне никакого отклика. Кровавые сталинские чистки? Ну, были. Освенцим? Дахау? Холокост? Хм, ну да – случалось. Зверские убийства времен Римской Империи? Да, слышала. У меня получается как-то весьма удачно абстрагироваться от ужасов исторического прошлого… и даже такие глобальные вещи как сотни нищих на улицах, уйма пьяных на улицах, бесчисленное количество бездомных кошек и собак не щемят мне сердце, не слезятся глаза и т.д. Так вот, возвращаясь к теме - пока я покоряла английскую историю, заметила я одну закономерность – англичане приходили в Ирландию, воевали, но так как у англичан и экипировка была лучше и солдаты профессиональнее, то вырезали они половину ирландского населения и уходили. И так каждые пятьдесят лет. И только в 17 веке, Оливер Кромвель завоевал Ирландию, выкосив половину населения. Опять. Во времена Елизаветы Первой, это кровопролитие приняло совсем ужасающий оборот, хочу привести цитату Эдмунда Спенсера, известного поэта елизаветинской эпохи, который был помощников главнокомандующего: из самой чащи лесов… они (ирландские повстанцы) тихонько выходили, ступая руками по земле, так как ноги их были не в состоянии ходить. Они выглядели как… смерть. Они перешептывались как призраки, воющие из своих могил. Они пожирали своих мертвых собратьев… и были счастливы, когда могли найти хотя бы такую еду.
У меня, честно говоря, мурашки бегут по коже, когда я такое слышу. Жестокость и беспощадность англичан к тем странам, что они колонизировали (вспомнить хотя бы индийцев, которых они привязывали к пушечным ядрам и выстреливали!) не знали никаких грани, это было естественно, правильно для них, полнейшей отсутствие сострадания и понимания к чужой культуре, ведь все шотландцы, ирландцы – это кельты, а англичане англо-саксонцы, и между ними, что говорить - пропасть.
Если же промотать историю на несколько веков вперед и проследить откуда взялись ростки у англо-ирландских конфликтов, религиозного и национального толка, то понятно, что во многом на них повлияло решение Генриха Восьмого по расколу церкви в 16-ом веке. Всем известно, что англиканская церковь была более или менее спокойно принята англичанами, но для ирландцев это насильственное навязывание другой религии оказалось фатальным. Несмотря на старания Генриха, Елизаветы и проч. ирландцы так и не смогли впитать в себя англиканство, и всяческие «подкормки» католичеством, осуществляемые Мэри, дочерью Генриха Восьмого и Карлом Вторым, что так тянулся к католичеству, постоянно сбивали ритм жизни ирландцев.
Тут стоит сказать пару слов об ирландском менталитете – (лично знаю парочку ирландцев, а также по рассказам знакомых выходит, что -) они действительно весёлые люди, которые в каждую фразу включают определенную эмоцию (тут стоит послушать Дилана Морана), они действительно любят выпить, погулять на широкую ногу, им склонна драматизация многих жизненных ситуаций (они очень похожи на Гамлетов, и это кстати выходит еще и оттого, что такие национальные герои как например Бобби Сэндс – явные агрессоры). Так что ирландцы никак не желали переходить на англиканство, и защищали честь своей страны, собственную свободу выбора, национальные традиции они очень яро. Их вырезали, не делая скидок на женщин и детей, а они принимали удар и вновь выстаивали. Чувство собственного достоинства, честь, борьба за собственный народ и традиции – вот главные исторические черты этой нации.
Возвращаюсь в недалёкое прошлое – вскоре гэльский (кельтский) язык, на котором говорили шотландцы и ирландцы стал запрещенным. Сейчас он фактически является мёртвым языком. В ирландских школах ему действительно учат, но мало кто на нём говорит, традиционные ирландские имена тоже стали запретными; и допустим, в 20-ом веке англичанин мог подойти к любому долговязому рыжему со светлыми глазами прохожему и спросить его имя, и если у того была такая фамилия, как например – О’Коннор или О’Брайен – убить его могли только так. Отсюда и берет корни национальная дискриминация в Ирландии (когда я говорю Ирландия, я имею ввиду и Республику Ирландия (всего 1,4 млн человек!) и Северную Ирландию – часть Соединённого Королевства Великобритании).
Теперь стоит сказать про ИРА. Фактически ИРА не является террористической организацией, она делится на постоянную армию – официальную, и непостоянную, которая и устраивала взрывы и другие акты террористического толка. Но стоит упомянуть и знаменитое Кровавое Воскренсье 1972 года, когда безоружные ирландские демонстранты были убиты парашютным британским войском. Но, наверное, самым известным противостоянием британского правительства и ирландских активистов является Ирландская Голодовка 1981 года, когда Бобби Сэндс (в последствии ставший саамы молодым членом Парламента) и остальные ирландские активисты были отправлены в тюрьму – их обвиняли в противоправных актах, но обвинение не предоставило никаких свидетельств, так что Сэндс и остальные являлись политическими преступниками. До Ирландской Голодовки 1981 года были проведены и другие забастовки Сэндсом и другими политическими преступниками – одеяльный протест (отказ от ношения тюремной униформы), slopping out (участники забастовки не опустошали ночные горшки, в положенное время – это вызвано тем, что их камеры не были оборудованы нормальным туалетом), грязный протест (отказ от умывания, ломание мебели, измазывание стен экскрементами). Сэндс выдвинул прошение, в котором были написаны их требования:
1) Право не носить тюремную униформу;
2) Право не делать тюремную работу;
3) Право на свободу связи с другими заключёнными, а также на организацию образовательных и развлекательных мероприятий;
4) Право на один визит, одно письмо и одну посылку каждую неделю;
5) Полное право на помилование
Их последним шагом была Ирландская Голодовка, в ходе которой погибли 10 участников, первым погибшим был сам Бобби Сэндс, скончавшийся после 66 дней голодовки. Маргарет Тэтчер отказалась предпринимать что-то по этому поводу, и лишь сказала: Мистер Сэндс был признан преступником. Он сам выбрал лишить себя жизни. Это был выбор, не предоставленный многим жертвам этой организации (имеется ввиду ИРА). У Сэндса были живы родители, жена и сын. Говоря о моих эмоциях, меня эта жестокость и холодность Тэтчер шокировала - бесчеловечно. Абсолютно. На тему Ирландской Голодовки был недавно поставлен замечательный фильм Стива Маккуина «Голод», где роль Бобби Сэндса исполняет Майкл Фассбендер. Также стоит посмотреть фильм «Во имя отца» Джима Шеридана, основанный на реальных событиях, во время которых несправедливо были осуждены 4-веро ирландцев, случайно оказавшихся во время взрыва в английском пабе, осужденные подверглись насилию и пыткам, и просидели в тюрьме 15 лет, пока их не оправдывают.
И хочется конечно еще много написать о своих чувствах, что меня чрезвычайно волнуют сегодняшние проблемы безработицы в Дублине, и про разницу менталитетов англичан и ирландцев, их неприязнь к друг другу до сих пор, и про весь этот раздрай, имеющий такую сильнейшую историческую и даже лингвистическую платформу, и про музыкантов ирландских, которые так ярко выражают в своих песнях боль по своей стране, как например Sinead O’Connor, и в одной песни она прямо заявляет, что все они (ирландцы) вышли из ненависти, обусловленной прошлым.
И мне сложно писать, почему меня это таки затронуло, почему эти джойсовы описания Дублина, и стихи Йетса и вообще любовь ирландцев к своей родине вызывают во мне такой сильнейший отклик… Не знаю. Я всегда смеялась над патриотизмом, я открыто заявляю, что не люблю свою страну, у меня абсолютно другой менталитет, чрезвычайно близкий к ирландскому, и что будь у меня выбор, будто у меня право голоса, будь моей родиной именно Ирландия, и я точно знаю, что вступила бы в ряды ИРА, и боролась за независимость, за равные права, за уважение. Для меня это оказалось таким важным, хотя я никогда не понимала эту заочную любовь к месту своего рождения… Возможно со мной чуток ошиблись, и надо было родиться мне намного западнее)
Думаю, что это не последний мой пост об Ирландии, и хотя я точно знаю, что англичанам лучше не выказывать свои соображения по этому поводу вслух, я все равно точно знаю свою сторону в этом вопросе. Конечно, у Великобритании до сих пор собственническое отношение к своим колониям, но это насилие над Ирландией, Шотландией просто не позволительно, в конце концов отпор Ирландии был ожидаем, ведь, когда на тебя нападают приходится бить в ответ - надо защищать то что тебе дорого. Другого пути нет.
@музыка: Sinead O'Connor - Troy
@настроение: waiting for a call
@темы: Wuthering Heights, All I can do is be me, whoever that is, England, bound in with the triumphant sea... (c)
и давай на имейл - [email protected]
у меня мало деталей, к сожалению(